Рабочая программа

 

Ценности и смыслы профессиональной карьеры

(10-11 классы)

Пояснительная записка

Перемены, происходящие сегодня в российском обществе, ведут не только к изменению системы экономических отношений, но и сказываются на духовном климате, на системе межличностных связей и отношений. На историческую арену выходят новые люди, обладающие иными представлениями о добре и зле, о том, что нравственно, а что безнравственно; что допустимо, а что категорически запрещено; что подлежит одобрению, а что безусловному осуждению общественным мнением. Система их жизненных ценностей во многом не совпадает с той, на выработку которой еще совсем недавно была направлена деятельность всей системы воспитания и образования.

Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, совпал у современного поколения подростков с периодом преобразования общественного сознания, с периодом крушения прошлых идеалов, возникновением новых ценностных ориентаций и возрождением забытых ценностей.

Для педагогов становится актуальным вопрос – каким образом подрас-тающее поколение выбирает ориентиры в мире ценностей? Какие ценности являются приоритетными в эпоху ожесточенной конкурентной борьбы, социальной нестабильности? В то же время период окончания школы характеризуется для школьника активизацией процессов личностного, жизненного и профессионального самоопределения, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе (согласование себя настоящего и выбираемого будущего), отношения к людям, отношения к миру и к различным видам деятельности (в том числе – избирательно-ценностное ориентирование в профессиональных стереотипах и версиях профессионального будущего).

Кроме того, подрастающее поколение несет в себе потенциальную энергию дальнейшего развития. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь и перспективы развития нашего общества.

Поэтому для старшеклассников может оказаться интересным и полезным углубление в проблематику ценностно-смыслового аспекта профессиональной карьеры человека. При этом может иметь место как внешний взгляд на карьеру других людей, так и соотнесение изучаемого материала со своими ценностями и устремлениями.

Предлагаемый курс рассчитан на 50 часов. В 10 классе – 34 часа (при необходимости этот курс может быть сокращен), в 11 классе – 16 часов.

Цели:

1. С позиции актуальности для самих старшеклассников: осмысление ценностей и смыслов перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности, принятия или непринятия бытующих в общественном сознании стереотипов профессиональной успешности.

2. С позиции введения элементов профилизации образовательной дея-тельности: практическое применение (на примере ценностно-смысловых проблем профессиональной карьеры человека) знаний и компетенций в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.

Задачи:

1. Познакомить старшеклассников с существующими взглядами на про-блемы профессиональной карьеры с ценностно-смысловых позиций. Сформировать начальные навыки использования методических приемов как для оценки собственной позиции в рассматриваемых проблемах, так и для практической помощи сверстникам.

2. Способствовать приобретению школьниками навыков критического мышления в отношении представления в средствах массовой информации и существующих в обществе стереотипов карьерного успеха.

3. Создать предпосылки для формирования ценностно-смыс¬ловой, нравственной основы развития будущего профессионала в области социальной деятельности.

Формы проведения занятий:

1. Мини-лекции и семинары с элементами дискуссий.

2. Создание эвристических ситуаций.

3. Демонстрация и проведение методик с их последующим обсуждением.

4. Самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с обра-боткой литературных источников.

5. Проектная деятельность.

Внутренняя логика курса предполагает сочетание теоретических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик, тематика которых связана с основной идеей занятия.
В 10 классе целью проведения данных методик является не «диагности-ка» их мировоззренческой позиции самоопределяющегося человека, а активизация такой позиции, создание условий для совместного обсуждения этих сложнейших вопросов.

Начальный этап работы с проблемами ценностей и смыслов сопровождается методикой «Как поживаешь?» с целью рассмотреть в шутливой форме приоритетные для подростка различные жизненные ценности (в обыденном понимании) и предположить, с точки зрения каких стереотипов людей подобные ценности получают одобрение, а какие осуждаются.

Занятие, посвященное многообразию ценностей, удачно сочетается с методикой Холланда, отличающейся от других профдиагностических средств выделением групп людей, представителей различных типов профессиональной среды, обладающих различными ценностными ориентациями и представлениями о комфортной профессиональной ситуации.

Влияние на ценности человека различных факторов социализации иллюстрируется проективной педагогической методикой «Карта города» («Мэр города»). Задание для учащихся состоит в том, чтобы изобразить примерный план (инфраструктуру) воображаемого города, куда включались бы все значимые для них объекты. Его цель — определить культурные интересы учащихся, выявить их ценностные ориентации, определить условия, влияющие на их культурное саморазвитие. При анализе планов учитывается, с одной стороны, наличие на них объектов, имеющих социокультурную и профориентационную значимость, с другой – общие показатели (характер планировки рисунка, общее настроение, соотношения цветов, разброс пространств, наличие людей, оригинальных объектов).

Реализация методики позволяет связать ее результаты с готовностью школьника к профессиональному самоопределению, на основе полученных результатов способствовать становлению у подростков более широких представлений о ценностях культурной жизни сообщества, поддержать на этой основе стремление старшеклассника к успешной самореализации,

Остальным трем темам курса, в которых происходит непосредственный переход к проблемам связи ценностных ориентаций человека и проблем его карьерного роста, соответствует комплекс методических приемов, выраженных в виде трех сопряженных между собой опросников, способствующих становлению позиции учащегося в ответе на триаду вопросов «Кем-Каким-Зачем?». Методика базируется на активизирующем опроснике Н.С. Пряжникова «За и против» и предназначена для активизации размышления подростков о мотивах выбора тех или иных профессий. Состоит она из трех взаимосвязанных частей: «Кем?» (кем по профессии хотел бы стать?); «Каким?» (каким хотел бы стать, какие основные качества хотел бы использовать в профессии?); «Зачем?» (ради каких ценностей хотел бы трудиться?).

В качестве информационно-методического обеспечения занятий исполь-зуются тематические материалы СМИ (публикации журналов «Профиль», «Карьера», «Формула карьеры», «Работа энд зарплата», «Работа для Вас», «Деньги») и книги, посвященные проблемам достижения профессиональной успешности и карьерного роста.

В целях повышения готовности учащихся к завершающей профильное обучение проектной работе учащиеся актуализируют алгоритм проектирова-ния; знакомятся с веером тем, связанных с тематикой курса, потенциальными источниками информации, способами ее использования для создания собственной проектной работы, направлениями самостоятельной исследовательской работы.

В 11 классе содержание курса направлено на корректировку личностного, социального и профессионального выбора; выявление с помощью диагностик, наблюдений и консультативных контактов уровня оптимального самоопределения старшеклассников и эффективности образовательной среды на основе интеграции основного и дополнительного в условиях сетевого взаимодействия.

 

Учебно-тематическое планирование

10 класс

Наименование тем Всего Теория Практика
1 Смыслы и ценности в жизни человека. Активизи-рующая методика «Как поживаешь?» 4 2 2
2 Многообразие ценностей. Методика Холланда 4 2 2
3 Внешний мир и ценности человека. Проективная педагогическая методика «Карта города» 4 2 2
4 Презентация минипроекта «Карта города», «Карта региона» 2 - 2
5 Ценности профессиональной карьеры. Проблема ценностей и вопрос «Кем быть?». Активизирующая методика «Кем?» («За и против-1») 4 2 2
6 Карьеризм. Проблема ценностей и вопрос «Каким быть?». Активизирующая методика «Каким?»
(«За и против-2»)
4 2 2
7 Типичные и нетипичные ценности в профессио-нальной карьере. Зачем человек делает карьеру?
Активизирующая методика «Зачем?» («За и
против-3»)
4 2 2
8 Становление старшеклассника в системе социаль-ных отношений и современного рынка труда 4 2 2
9 Проектная работа «Моя профессиональная
карьера»
4 - 4
  Итого 34 14 20

 

11 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

1 Проектная работа «Моя профессиональная карьера»
(завершение)
4
2 Психологические аспекты выбранной учащимися специальности 2
3 Компьютерная диагностика профессиональных интересов, склонностей, особенностей личности 2
4 Индивидуальные и групповые консультации 4
5 Выявление эффективности профориентационных методик для  развития уровня готовности старшеклассников к самоопределению (на конец учебного года). Подведение итогов 2
6 Как справиться со стрессом при подготовке и сдаче экзамена? 2
  Итого 16